Абстракция мать порядка, или Поэзия рассчётных аппаратов

Яна Двоенко
До 11 октября в Смоленске можно будет познакомиться с арт-проектом корифея отечественного концептуализма, смоленского поэта и художника Эдуарда Кулемина

С 1980-х автор объединяет в себе 2 мощных творческих поля: поэтическое и визуальное, сплавляя все в единый эксперимент. В рамках проекта представлены работы в актуальных для современного искусства техниках, одни из которых давно получили широкое распространение — медиапоэзия, видео, принтография, инсталляция, другие — глитч и гиф-арт — только начинают исследоваться художниками. Очевидно, что автора проекта привлекают жанры на стыке литературы и новых медиа.

Выставка (подробный фоторепортаж с её открытия — по ссылкеИскусство кассового чекаСмоленский поэт Эдуард Кулемин представил свой творческий проект) воспринимается как одно большое произведение, над которым художник работал в течение нескольких лет. Все техники от видео-арта до коллажей с асемическими письменами подчинены единой художественной задаче — обретение порядка через хаос. Творчество Кулемина, пребывающее на грани концептуализма и абстракционизма, по сути своей перформативно, а его высказывания независимо от медиума — поэтичны. Произнесение, момент речи, письма и шире — транслирование — есть главная его особенность. Это сближает работы художника с литературой, но в случае с медиапоэзией происходит не сотворчество с воспринимающим, а захват зрительского диапазона, его апроприация.

Хотя в поэзии кассовых аппаратов нет завершенной авторской композиции, на которой держится абстракция, внутрення гармония ощущается во многом благодаря чувству жеста — зачеркивание, выделение, хаотичное, но кропотливое испещрение листов символами и знаками, из которых рождается порядок.

Накладывая слои асемического письма на самый главный (после денежного) знак экономики — кассовый чек, автор стирает границу не только между бытовым и сакральным, но и переводит в сферу искусства документ, подтверждающий договор купли-продажи, декодируя его. Мысль о сакрализации экономических символов высказывал теоретик концептуализма Борис Гройс: «Язык, к которому сегодня обычно прибегает общество, когда хочет поговорить о себе самом, — это язык денег. Деньги обеспечивают внутреннее единство нашего мира — функцию, ранее выполнявшуюся религией«*. Реальные чеки, предоставленные «AEblehaven», на глазах публики становятся артефактами.

Век назад художники запечатлевали ошибки природы и восприятия, сегодня, в эпоху digital humanities они фиксируют ошибки машины. Каждая работа глитч-арта является уникальной, и вопреки беньяминовской* гибели произведения искусства в угоду его технической воспроизводимости, демонстрирует обратное во взаимодействии человека и машины. Нарушение алгоритма, сбой в работе устройства не просто идеальная техника для современности с ее стремлением к систематичности и контролю, но и новая эстетика в визуальном отношении стремящаяся к выходу за рамки привычной образности в сторону интерактивности. Этим же запомнился вернисаж выставки, на котором художник представил свою авторскую стратегию, прочитал лекцию о новых медиа, презентовал книгу и позволил нести «чушь» посетителям «AEblehaven».

*Борис Гройс эссе «Язык денег»

*Вальтер Беньямин эссе «Произведе́ние иску́сства в эпо́ху его́ техни́ческой воспроизводи́мости»

Telegram вроде как заблокировали. Кто следующий?

Дмитрий Журавский

Лайфхак — как не вкладывая ничего, организовать самую дорогую в истории пиар-компанию.
Вчера Роскомнадзор окончательно приступил к блокировке Telegram. Шашки наголо! Длившаяся год перепалка подходит к логичному завершению — мессенджер официально запрещен в России. Теперь склока переросла в настоящую войну — РКН усиленно «бомбит» хоть как-то связанные с Telegram «айпишники». Разработчики мессенджера ехидно ухмыляются, и показывают оппонентам экраны смартфонов: «смотрите, все работает».Жертвами «беспощадной бойни» уже пали

...

Сирия, какой её не покажут по ТВ

Дмитрий Журавский

Что унесла из страны затяжная война.
За последний год с лишним, Сирия ассоциируется исключительно с боевыми действиями, ИГИЛ*, затянувшейся войной и конфликтом между США и Россией. Но так было далека не всегда. Ребята из проекта WarGonzo подготовили видеоролик о Сирии, никак не связанной с бомбежками и химическим оружием.Еще 2 года назад страну воспринимали не как бесконечную степь с постоянно разрывающимися снарядами, а как тепл

...
КОММЕНТАРИЙ ДНЯ

Передаем за проезд!Я не могу,у меня лапки

Стас Афанасьев
Новости партнеров


наверх